Ткань, опьяненная собой,
Изнеженная лаской света,
Она испытывает лето,
Как бы не тронута зимой.
О.Мандельштам
Шелковые платки в технике батик – словно ожившие картины на ткани: яркие, экспрессивные, эмоциональные… Неудивительно! Ведь их автор Юлия Третьякова – человек с потрясающей энергетикой, бесконечный источник вдохновения, художник, преподаватель и просто невероятно красивая девушка.
Мы отправились знакомиться с Юлей одним унылым субботним утром, уставшие от непростой трудовой недели. Предстоящий день тоже не обещал быть лёгким: несколько встреч в разных концах города, фотосессия и семейные обязательства, на которые нужно было еще найти силы вечером… Пробки, недовольство и злой юмор ) Такими и встретила нас Юля – в ярком пальто, распущенными волосами и открытой улыбкой. Следующие полтора часа мы провели в ее мире, наполненном творчеством, идеями, любовью к сыну.
Казалось бы, творческий человек не может быть структированным. Но это не про Юлю! Ее день расписан по минутам и обязательно включает три самые важные вещи для нее — Семья, Творчество, Спорт.
О технике батик, о мечтах и приоритетах в жизни в нашем разговоре с Юлей Третьяковой.
— Юля, расскажи о себе.
С самого раннего возраста я рисовала и творила, и родные пророчили путь художника. Своими руками создавала игрушки: кареты, зеркала, мебель для кукол, полностью воссоздавала журнал «Бурда», отрисовывая девушек-моделей 🙂 И действительно, я стала художником. Сегодня я пишу, преподаю, стараюсь посвящать творчеству несколько часов в день.
Я испытываю бесконечную потребность писать, и даже, если планирую поездку за город, сделаю все, чтобы у меня была возможность рисовать эскизы в дороге… не люблю тратить время впустую! Если же не могу осуществить что-либо из задуманного в путешествии – проще отказаться от поездки вовсе.
В настоящее время я провожу занятия в ИЗО студии, и мой самый любимый детский возраст – с 4 до 10 лет. Как говорил Пабло Пикассо, «я потратил всю жизнь на то, чтобы научиться рисовать, как дети»… У детей очень нестандартное мышление, они по-другому воспринимают действительность, и для художников дети – это бесконечный источник вдохновения. В том числе и для меня.
Если же попытаться охватить мои интересы одним предложением, то я бы сказала, что в моей жизни есть 3 приоритета: это мой сын, искусство и фитнесс. Я довольна собой, только если в течение дня успела посвятить время всем трем составляющим моего счастья: провести как можно больше времени с ребенком, уделить время искусство и спорту.
— Расскажи про свой обычный день? Есть ли у художников распорядок или план на день?
Отвечу только за себя – конечно! Например, сегодня мой типичный день. Я встала в 6:20, посвятила время утренней пробежке, приехала в институт. С утра были занятия по дизайну, сейчас интервью с вами, в 12.00 буду оформлять художественную книгу. Потом обед и занятия у младших групп. Закончу преподавание в 18.00, и буду писать портрет девушки. А когда приеду домой, посвящу время эскизам. Буквально вчера я была на выставке, которая невероятно вдохновила меня и послужила толчком к появлению новых идей, которые мне не терпится реализовать в своем творчестве.
Мне кажется, если в сутках было бы 50 часов, все равно не хватало бы времени на реализацию всего задуманного!
— Ты создаешь такие прекрасные шелковые платки! Расскажи о технике батик.
Батик – batik – это индонезийское слово. Часть слова — tik — означает ‘точка’; -ба — хлопчатобумажная ткань. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик – это технология окрашивания и украшения ткани.
Существует техника горячего и холодного батика. Но именно горячий батик можно считать прародителем батика, который сегодня «размножился» на различные стили, направления и техники.
Изначально древние индонезийские мастера не просто красили ткань, а наносили перед этим резервирующий состав, позволяющий закрывать некоторые элементы ткани, в результате чего получался рисунок, орнамент. Обычно таким резервирующим составом был воск, парафин или их смесь. Для нанесения рисунка на ткань резерв должен быть жидким, то есть воск — расплавленным. Отсюда и термин «горячий батик».
В наше время техника горячего батика практически не изменилась, основные шаги таковы:
1) Ткань закрепляем на специальной раме.
2) Наносим воском рисунок.
3) Расписываем ткань красками, там, где был парафин, краска не будет ложиться.
4) Даем время, чтобы работа высохла.
5) Утюжим ткань через бумагу. Под действием температуры воск «отдает» жир.
6) Запариваем работу, и таким образом полностью избавляемся от парафина и одновременно закрепляем краску.
7) Подшиваем края платка.
8) Наслаждаемся красотой батика!
В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной “холодного батика”. Эта техника достаточно проста в исполнении: с помощью трубочки с холодным резервом (в который входит резиновый клей, воск и т.д.) наносим контур рисунка, а когда начинаем наносить краску, краска дальше контура не выходит.
По сути платки по технике батика – это ожившие картины, которые к тому же применимы и в повседневности!
— Сколько уходит времени на создание одного платка?
На одну работу уходит 2-3 часа. Порой создание рисунка – это самое быстрое и приятное занятие. После нужно закрепить краску и обшить края, в общей сложности где-то около 5 часов.
— А батик возможен только на шелке?
Конечно нет! Подойдет любая ткань, но только из натуральных волокон. На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются вовсе. В моих планах совместить шелк с шерстью. Планирую взять готовый палантин и сшить с шелковым платком по технике батик – должно получиться очень красиво!
— Юля, а где ты черпаешь вдохновение?
Не припомню такого, чтобы я испытывала дефицит вдохновения. Я сейчас с вами разговариваю, а во моей голове появляются все новые и новые идеи… Как сказал один мой друг-дизайнер: «Голова художника — это кладбище умерших идей!» Их настолько много, что просто нереально все успеть реализовать. Даже если все свободное время я посвящу батику, все равно мне не хватит времени на воплощение всех идей.
Появление новых идей в моей голове можно сравнить с делением клетки… Ты только «посмотрел» на одну идею, а она «бах-бах-бах» размножилась еще на несколько неповторимых идей! Просто поразительно! Много раз я пыталась записывать свои мысли (есть даже несколько тетрадей с идеями) – их прямо таки бесчисленное количество!
Одну и ту же мысль можно воплотить в разных техниках, потому что законы композиции едины, отличается только инструменты… Компьютер, например, это тот же инструмент. Можно на компьютере сделать плохую картинку, а красками можно написать еще хуже. Существуют разные возможности у всего. Не люблю, когда эдакие «художники художниковичи» заявляют: «Я компьютер не принимаю!» Сейчас появились компьютеры, и нужно этому радоваться. Я уверена, что если в период Матисса или Пикассо были компьютеры, они бы невероятные произведения искусства создали при их помощи!
— Юля, о чем мечтаешь?
Я бы сказала, что у меня есть цели, а не мечты! И цели эти непосредственно связаны с тремя моими страстями.
- Семья. Вырастить сына, чтобы он был хорошим и счастливым человеком.
- Стать высочайшего уровня художником-дизайнером.
- Спорт и Здоровье. Регулярные тренировки, чтобы хорошо выглядеть и чувствовать в себе силы заниматься любимым делом.
— Какой он – художник-дизайнер «высочайшего уровня»?
Это непростой вопрос. Наверное, это человек, который отдает всего себя своей страсти. Я считаю, что живопись не должна превращаться в страсть, но, с другой стороны, давайте вспомним самых известных художников – они жили искусством…
Скажем, Гоген был обычным человеком, у него была «нормальная работа», жена, дети. Но к 40 годам он все бросает и уезжает на Таити. Искусство – это не всегда гуманная вещь, и с точки зрения общества его поступок был аморальным, ведь он фактически бросил свою семью… но, если бы он этого не сделал, мы бы так и не узнали Гогена-художника. Как говорил Микеланджело: «Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело». Практически все великие художники были одиноки, отдаваясь своему Делу без остатка.
О себе могу сказать одно: я верю в свой талант!
— Что можешь пожелать?
Расставлять приоритеты! Потому что все успеть просто невозможно. Ты должен понимать, если ты выбираешь живопись, то ты это время забираешь у чего-то другого. Ты должен выделить самое главное и работать, работать, работать. Любимое дело любит профессионалов!