Выходной день. Пустое Садовое кольцо… уютный московский дворик, мы спускаемся по лестнице на цокольный этаж, видим дверь с опознавательным знаком «только для своих», а за дверкой… Невероятный запах натуральной кожи, огромные профессиональные швейные машины, яркие рулоны кожи всевозможных цветов и горящие глаза людей, увлеченных общим делом, молодых ребят, которые верят в свои силы, силу своего продукта и госпожу Удачу.
Мы знакомимся, Елена и Николай по началу немного смущаются (а вы попробуйте рассказать незнакомому человеку свою историю…), но вот уже через несколько минут начинается увлеченный разговор с демонстрацией первых образцов и подтверждением идеального пошива портмоне, кошельков и органайзеров…
Кстати, Вы тоже подумали о заоблачных ценах на товары, произведенные в Москве? Да еще из натуральных материалов?.. Нам было крайне приятно узнать, что кожаный портмоне E.K.Goods будет стоить от 450 до 3100 руб., а стильный удобный блокнот – всего 900 руб.
Но не будем отвлекаться, а лучше подробно все расскажем и покажем в нашем интервью с основателями проекта E.K.Goods – Еленой и Николаем.
— Ребята, с чего все началось и как вы решились на свое кожаное производство?
Николай: На самом деле мы дизайнеры по образованию. Лена – промышленный, а я – графический. В какой-то момент решили, что было бы круто создавать вещи своими руками и по своему дизайну. Хотелось создать что-то натуральное, естественное, что будет жить долго. А кожа – идеальный материал для этого: гибкая, вечная. Бывает абсолютно разной и хорошо формуется.
— Да, но чтобы начать работать с кожей, нужно этому научиться. Рассказывайте, где учились. 🙂
Лена: Мы всему научились сами. Нигде специально не учились кроме института, уроков по YouTube и чтения специализированной литературы.
Я окончила МЭИ, работала больше года графическим дизайнером в офисе, хотя с детства всегда мечтала быть модельером одежды. Решила, а почему бы не попробовать осуществить свою мечту? Три года назад начала с малого — шила обложки для электронных книг.
Электронные книжки все разноформатные, поэтому был спрос на аксессуары к ним. Стоит отметить, что и людям нравилось то, что я делаю – всегда были заказы и свои постоянные клиенты. А потом я познакомилась с Николаем, и мы вместе решили работать с кожей. Кожа – это красивый, натуральный материал, ну и, конечно, достаточно дорогой. Одной мне было страшно начинать, кожу нельзя купить в маленьких отрезах: либо покупаешь шкуру, либо небольшие обрезки в магазинах. А вместе начинать всегда не так страшно! 🙂 Мы рискнули…
Николай: Мы начали этим заниматься где-то с осени 2012 года. И сразу решились на свой первый дизайн-маркет. Это была книжная ярмарка в «Музеоне». Там было все очень красиво, хорошо организованно, но, к сожалению, мы мало что продали. И из-за этого, конечно, было грустно и печально. Но мы не сломились, поняли, что делаем что-то не то… Пересмотрели ассортиментный ряд и решили сфокусироваться на изделиях малой формы. Большинство компаний делают же сумки и рюкзаки. Просто большие формы легче и выгоднее делать, чем, например, кошельки или блокноты/ папки.
— Оглядываясь назад, как считаете, чему научил Вас тот маркет?
Лена: Что вещь, которая нравится тебе, необязательно будет нравиться другим. Постепенно у нас появилось представление, какие цвета нужны людям, чем они интересуются. Иногда приходят покупатели и спрашивают, а у вас есть то-то? Ты задумываешься, а ведь действительно неплохая штука! Значит, надо сделать.
Николай: Мы живем по законам производства, но при этом считаем себя дизайн-студией. Мы занимаемся проектированием, учитываем эргономику и каждой вещи в отдельности, и всей серии изделий в целом. По всем правилам дизайна стараемся соблюдать серийность, чтобы все работы с друг другом взаимодействовали и смотрелись хорошо. Например, в последних коллекциях сумок и рюкзаков мы добавляем во внутренние отделения полукруглые кольца, к которым цепляется карабинчик на ремешке в комплекте с ключницей — так ее и удобнее доставать из внутренних отделений, и потерять сложнее.
Да, конечно, в свое время у нас было много проб и ошибок, но мы не стоим на месте… Сейчас наши модели по качеству не уступают изделиям известных фабрик и брендов. Мы не стремимся сделать вещь подчеркнуто оригинальной или очень богатую. Наша цель — сделать лучше. Лучше, чем делают конкуренты или даже мы сами раньше: продуманней, функциональней, более эстетичной, надежной и долговечной, при этом не экономя на материалах и не задирая цены.
— А что именно интересно аудитории? Что люди просят сделать?
Лена: Один раз мы делали папку-органайзер для рабочих инструментов. Это был подарок молодому человеку от его девушки.
Николай: Чаще всего это то, что уже где-то или на ком-то видели. Как-то на маркете подошли к нам геологи, попросили адаптировать нашу популярную папку-органайзер под их нужды. С подобными просьбами достаточно часто обращаются, и мы рады таким заказам — продумывать и делать новые узкоспециализированные вещи всегда интересно. Или, например, бывает так, что человек привыкает к своему старому кошельку, он уже износился весь, а новый такой не купить, мы снимаем размеры и делаем такой же новый. Последний случай редкость, и мы, конечно, копированием чужих вещей не занимаемся, но таким частным заказам нельзя отказать, когда понимаешь, что эта вещь очень важна для человека.
— А какие цвета сейчас пользуются популярностью?
Лена: Натуральные: черные, коричневые, рыжие (они нам и самим нравятся).
У нас скоро выйдет коллекция для творческих людей — дизайнеров, художников. Там будет использовано два материала: кожа и дерево.
Николай: Мы очень любим работать с кожей, но жесткости ей очень не хватает. Для некоторых вещей нам нужна жесткая основа. Решили попробовать совместить два натуральных, благородных материала: кожу и дерево.
Мы планируем еще выпускать другие коллекции, не только для творческих людей.
— А чем творческие люди отличаются от обычных? 🙂
Николай: Это будут органайзеры, разноформатные пеналы и скетчбуки, которые дизайнеры и художники носят с собой и используют каждый день. Например, пенал, в который будут входить все карандаши и кисти. Некоторые вещи уже готовы, часть вещей мы представляем, как это будет выглядеть, но они еще только в стадии проектирования. А какие-то модели будут доработаны или переработаны под коллекцию.
— Николай, расскажи о себе. Как ты пришел к дизайну и этой мастерской?
Николай: Я очень долго шел и, мне кажется, еще не пришел туда, куда хочу прийти. 🙂 Я окончил техникум, потом был институт прикладной информатики и экономики, а потом графический дизайн в Британке. Где, кстати, я и решил, чем хочу заниматься.
У меня есть и другая работа: я работаю проектировщиком интерфейсов. Там оперирую виртуальными вещами, здесь – реальными. Правила похожи. И тем, и другим пользуются люди, и там, и там удобство использования на первом месте. 🙂
— А как появилась эта мастерская?
Николай: Летом 2013 года, мы нашли помещение на сайте по поиску недвижимости, сделали ремонт. У нас изначально была цель найти мастерскую в пределах Садового кольца, но мы чуть-чуть вышли за него. 🙂
Лена: Разница между окраиной и центром по цене была небольшой. Мы решили взять помещение в центре, чтобы нашим покупателям было легче и удобнее к нам добираться.
— А всегда все делали самостоятельно? Были / есть у Вас помощники?
Николай: На каждом шагу нам встречались люди, которые нам помогали. У нас нет родственников или родителей, которые нас поддерживают. Поэтому поддерживают на разных этапах друзья и знакомые. С кем-то мы знакомимся на маркетах, позже они открывают, например, свой шоу-рум, и мы туда попадаем. Лене еще помогают ее подруги.
— Помогают шить?
Лена: Нет, помогают на маркетах. Но сейчас у нас появилась прекрасная помощница Маша, и еще нескольких человек мы взяли на испытательный срок.
Николай: Планируем в этом году выйти на действительно приличные объемы и масштабы.
— А друзья, родители поддерживают?
Лена: Родители боятся, что мы в один момент останемся у разбитого корыта. Но хорошо, что не вмешиваются.
Николай: В свое время наслушались много критики и опасений в свой адрес.
Лена: Но мы с Николаем живем по принципу — лучше попробовать, чем жалеть, что не попробовали.
— Если говорить об инвестициях в бизнес: привлекали? Или пока тоже все самостоятельно?
Николай: Самостоятельно. Шаг за шагом.
Лена: Мы решили пойти по сложному пути…
— А производство полностью в Москве?
Лена: Да, в Москве. И даже кожа российского производства.
Николай: Россия – крупный поставщик кожи по всему миру. В Италии есть заводы по обработке кожи, и они это делают очень хорошо. Наши производители тоже делают, но гораздо в меньшем объеме. Считают, что это не очень прибыльно, предпочитают лучше поставлять сырье. Однако по качеству кожа нашего российского поставщика и итальянского действительно ничем не отличаются.
— Расскажите о Вашем бренде.
Николай: Название – это аббревиатура «ЕК» – Елена Калачева, «Goods» – вещи.
Лена: А наш символ – олень. Во-первых, это красивое, благородное, гордое, свободное животное, живущее на природе. Несмотря на то, что он проткнут стрелами, он гордо держит свою голову. Смотрит только вперед.
Николай: Наш знак — из корабельной темы, это ростра корабля, его символ. Корабль — отличная метафора для такого небольшого локального производства как наше 🙂 Я однажды увидел картину одной известной художницы, где присутствовал подобный персонаж, и понял, что это то, что нужно.
— Ребята, а с чего начинается создание новой модели?
Лена: С идеи.
— Идея – это мозговой штурм? Или озарение?
Николай: Часто идея рождается из потребности. Знакомые, заказчики дают нам обратную связь, мы смотрим, что носят люди вокруг, что популярно по формату. И думаем, как можно сделать еще лучше… Например, наша первая модель – большое портмоне за полтора года практически не изменилось. Потом у нас родилась идея маленького мужского кошелька и как раз не хватало какого-то среднего портмоне между ними. Так и рождаются новые модели.
Каждый из нас что-то зарисовывает, делится с другим, общаемся с покупателями… Со своими идеями я прихожу к Лене, как к технологу.
Лена: А я обычно говорю, что это невозможно… 🙂
Николай: Лена смотрит, что, например, технологически это правильнее сделать по-другому. Мы начинаем делать и приходим к общему решению…
Реализуем сначала на бумаге, потом вымеряем и делаем прототип. Потом тестируем вещь и почти всегда оказывается, что что-то можно еще доработать.
— Что самое популярное в вашем ассортименте?
Лена: Кошельки.
— К концу этого года чего вы ожидаете? Какая цель?
Николай: По всем параметрам мы планируем вырасти. В плане количества моделей, производства и оборота. В плане бизнеса, как я уже говорил, нам интересны большие объемы. Мы берем еще корпоративные заказы.
— Как в вашем дуэте делятся обязанности? На Лене, как мы понимаем, креативная и техническая части. Кто занимается продажами и менеджментом?
Лена: Закупками и производством занимаюсь я, всем остальным — Николай.
— Какие мечты? Амбиции?
Николай: Мечтать хорошо, если ты не занят делом. Мысли о том, что будет через 5 лет, кажутся непозволительной роскошью, когда ты постоянно работаешь и в голове куча идей на ближайший месяц.
— А бизнес-план есть?
Николай: План по продажам есть. Честно говоря, мы не занимаемся бизнесом, мы занимаемся дизайном. Мы не теряем надежды встретить человека, который взял бы часть этих обязанностей на себя, тут мы открыты для предложений и диалога.
Лена: Все-таки мы больше дизайнеры, а не бизнесмены. Пока занимаемся всем сами. Страшно и жалко делиться опытом, секретами мастерства. Но в то же время понимаем, что это необходимо для развития. В ближайших планах — проведение продолжительных и не очень мастер-классов и вечерних занятий, будем делиться опытом, делать вместе и всему учить. Сейчас учиться что-то делать из кожи вообще негде, в Москве, по крайней мере.
— Вот если бы сейчас начали, что бы сделали по-другому?
Николай: Для ускорения получения навыков пошли бы на стажировку или учиться к профессионалам!
— Что пожелаете начинающим дизайнерам?
Николай: Работать.
Лена: И любить свою работу.
Николай: Самое главное – вера в дело, вера в себя в этом деле и эмпатия к людям, которые будут пользоваться результатами твоей работы. Нужное состояние — это когда не знаешь что можно и нужно делать в жизни, если не это. Необходимо будет посвящать своему занятию массу времени, забывая про все остальное. Отгородиться от непонимания родственников. (Кстати, их стрела тоже есть в логотипе :-)).
Лена: И быть очень упорным.
Фотографии и текст: Марина Сорокоумова & Александра Ковалева
Корректор: Наталья Горина