А наша следующая история – пример правильной и сбалансированной команды в Young&Creative бизнесе.
Евгения & Виктория & Дарья = Творчество, Финансы и Продажи! А вместе дружная команда молодого проекта FARFOREVER!
FARFOREVER – это яркий, современный, смелый фарфор.
Это проект на стыке дизайна, искусства и ремесла.
Это фарфор, который вызывает случайную улыбку и заставляет задуматься о главном…
В тот день мы были почти счастливчиками с Сашей! «Счастливчиками», потому что проникли в святая святых – мастерскую FARFOREVER. «Почти», потому что по стечению обстоятельств и злостному ОРЗ не вся команда присутствовала… Но, как принято именно в команде, один за всех и все за одного!
Встречайте, Евгения – она же главный за творческую часть креативного бизнеса!
— Женя, расскажи о своем образовании. Как начинала бизнес?
— У меня художественное образование. Я училась в Московском Академическом Художественном лицее при Российской Академии Художеств с 11 до 16 лет, потом поступила в Полиграф – это Университет Печати, на дизайнера. Некоторое время работала графическим дизайнером в офисе и фрилансом, а через несколько лет решила отдохнуть от всего морально и погрузиться в творчество. В этот момент мы собрались с моей хорошей подругой и партнером Никой и решили заняться делом, которое было бы чисто женским. Я раньше уже пробовала рисовать на фарфоре, непрофессионально и «для себя». Это были декоративные тарелки, которые отлично продавались на дизайн-маркетах. Подруге идея понравилась, и мы начали ее развивать – Вероника с финансовой стороны, а я с творческой. Сейчас мы активно обсуждаем с ней все процессы, у нас совпадают дизайнерские вкусы – рок, готика и в то же время женственность.
Нашим первым шагом было участие в маркетах – на Афише, Ламбаде. После этого нас стали узнавать. Сейчас нашему проекту полтора года, большей частью он пока остается чисто романтическим, но мы стараемся, чтобы он приносил и финансовую пользу.
Сейчас мы продвигаемся более активно, потому что прошлой весной к проекту присоединилась Даша, которая очень помогает с точки зрения PRи продвижения бренда, поиска деловых контактов, структурирования рабочего процесса. Ника посвящает проекту выходные, поскольку работает бренд-менеджером в крупной компании. Но мы с ней очень любим этот проект, и у нас никогда не было мысли о его закрытии.
Основные предпочтения по заказам у наших покупателей – это тарелки с личными надписями или портретами, плюс мы продаем он-лайн, делаем сувенирную продукцию для Коломны.
— Участие в дизайн-маркетах — эффективный канал продаж для вас?
— Эффективный, но для нас маркеты больше результативны в качестве рекламы бренда. На маркеты редко приходят купить сервиз целиком, поэтому там лучше продается мелкая сувенирная продукция.
— Какой канал продаж работает для вас лучше всего?
— В рекламу мы не инвестируем. Сейчас активно развиваем продажи через соц. сети, в частности, Instagram. Хорошо работает страница на Facebook. Также мы устраиваем мастер-классы на своей площадке, они очень востребованы. Основной поток заказов – через сайты. Свой интернет-магазин мы еще не продвигали.
— Как проходит сам процесс производства?
— Я брала несколько мастер-классов у профессионалов, выпускников Строгановки. Поскольку рисовать я умею, мне надо было понять тонкости и нюансы именно этого ремесла. Сам процесс росписи фарфора настолько неуловим, что ты зачастую не знаешь, что у тебя получится на выходе после обжига. Поэтому даже профессионалы, которые занимаются этим достаточно давно, знают, что итоговый результат часто не зависит от опыта. Обжиг мы производим в специальной мастерской в печи при 8000С. Роспись профессиональная надглазурная специальными минеральными пигментами, то есть это такая же роспись, как у Ленинградского фарфорового завода, у Вербилок. Для росписи мы также используем жидкое золото. Нанесенный минеральный пигмент как растертые камни при обжиге соединяется с фарфором, и получается единая поверхность. То есть брак росписи исправить невозможно.
Сейчас мы делаем роспись по готовому ресторанному фарфору, но в мечтах в перспективе использование собственного фарфора. Для этого нужны специальные печи, мастера. Пока мы еще не нашли тех, кто мог бы помочь нам с формами. В ближайшее время планируем перейти на фарфор Вербилок (прим. Y&C – первая российская фабрика по производству фарфора, основанная в 18 веке, имеет мировую известность), у них есть очень красивые изысканные формы.
— Как нашли свой стиль? Как возникают идеи коллекций?
— Не могу сказать, что стиль до конца сформирован. Темы мы придумываем вместе, в стиль вхожу я и в соответствии с ним рисую. Я чувствую творческий порыв, вижу какой-нибудь красивый предмет или форму, и в этом жизненном процессе нахожу вдохновение. Я также преподаю на подготовительном отделении факультета «Школа дизайна» Высшей Школы Экономики. Общение со студентами – это также огромный источник идей.
— Сколько времени занимает создание коллекции?
— Довольно много. Например, морской сервиз я начала создавать летом. Обычно на сервиз уходит месяц-полтора.
— Расскажи об истории названия бренда.
— Его придумала Вероника. Сначала был FarforForever, но это показалось слишком длинным. В итоге сократили до Farforever, что и включило по смыслу оба этих слова.
— Как проходит процесс управления бизнесом? Как делите обязанности между собой? Есть ли бизнес-план?
— Бизнес-план есть. Встречи у нас проходят один раз в месяц, оперативно общаемся он-лайн. У нас нет формального руководителя, каждый свободно развивается в своем направлении. Во время встреч мы ставим цели, заполняем план, отчитываемся по статусу выполнения задач. Ника координирует финансовую часть, я – творческую. Во всех вопросах при этом мы стараемся находить компромиссы. Ника доверяет мне в том, что касается творчества, дает советы очень мягко и корректно.
— Вы больше подруги или бизнес-партнеры?
— С Дашей больше бизнес-партнеры, с Вероникой – подруги. С Вероникой мы считаем себя основателями проекта, Даша – приглашенный партнер, который нам очень сильно помогает.
— Что самое сложное в работе?
— Я не люблю задачи, связанные с документацией, созвонами, отчетностью, инвентаризацией. Поэтому, когда я говорю, что надо набирать обороты, больше работать, я понимаю, что даже сейчас есть то, что для меня сложно.
— Как родители относятся к тому, что дом тесно связан с работой? Например, когда приходится складировать дома продукцию или устраивать в комнате мастерскую.
— Мой папа художник, и он это понимает. Он настраивает маму, которая очень любит порядок. Но, поскольку они живут отдельно, это решаемый вопрос. Кстати, если говорить о поддержке, от родителей, от их друзей часто поступают заказы. Если нужен подарок, они обращаются ко мне. Своим друзьям мы также дарим наш фарфор.
— Если бы сейчас начинали проект заново, что бы сделали по-другому?
— Наверное, мы не начинали бы с коллекций. Начали бы тестировать поштучно, что пользуется спросом, а что нет, чтобы избежать тиражирования проигрышных моделей. Больше внимания уделили бы формам, потому что они очень важны.
— О чем мечтаете?
— Иметь свой офф-лайн магазин, но для этого нужно расти, сформироваться. Плюс мы мечтаем расшириться и делать разные предметы интерьера. Мы не против дополнить фарфор другими материалами – скатертями, салфетками, другими предметами сервировки и интерьера.
— Что можешь пожелать тем, кто хочет сделать творчество бизнесом?
— Не нужно ничего бояться, нужно просто начать. Любить свое дело, спокойно, «на выдохе» им заниматься. Запастись терпением. Нужно 2-3 года, чтобы дело встало на ноги. Быть упрямым и идти вперед, работать над проектом каждый день, иметь четкий план. Будет много моментов, когда кажется, что ничего не получается, опускаются руки. Главное в этом случае сделать еще один маленький шаг вперед!