Работы дизайнера Кати Козыревой привлекли наше внимание своими оригинальными принтами, сложным кроем и интересным, необычным стилем представления. Образы на фотографиях яркие, нестандартные, запоминающиеся…
И, как оказалось, Катя не просто дизайнер, она еще и талантливый, успешный стилист и редактор проекта «Модного приговора».
Обо всем об этом, а еще о русском и бельгийском дизайне в нашем разговоре с увлекательным собеседником Катей Козыревой.
— Катя, расскажи нам, как ты пришла к дизайну? Была ли это мамина мечта? Или все-таки твое желание?
— Моя мама в свое время хотела стать дизайнером одежды, но в советское время с этим было труднее. Возможно, ее мечта как-то повлияла на мой выбор профессии. То, что моя будущая профессия должна быть связана с творческом, сомнений не было, а вот что именно, я сама толком не понимала. Просто в МХПИ появилось ощущение, что хочется там учиться и почему бы не пойти на «Дизайн одежды». Скорее, это была не мечта, а стечение обстоятельств.
— На момент поступления в институт ты умела шить?
— Нет. Моя первая коллекция, которую я делала на конкурс Зайцева, была вязаная. Вязать я более-менее умела. Шить – нет.
— А творчеством в детстве занималась или это было действительно спонтанное решение?
— Да, конечно, как все девочки, я шила платья для кукол, рисовала. С самого детства мама водила меня в разные кружки, как говорится, для развития творческих способностей. Наверняка это все так или иначе повлияло на выбор профессии.
— А что можешь сказать о МХПИ? Рекомендовала бы ты этот институт тем, кто мечтает реализоваться в дизайне?
— Если говорить о российском образовании, то да, определенно. Но я рекомендую, если есть возможность, выбирать учебное заведение в Европе. Есть одна существенная разница между нашим образованием и зарубежным. Самое основное отличие – у нас преподают люди, которые уже давным-давно не работают по специальности. Интересно, что никто в институте не верил, что мы можем создавать и развивать свои собственные бренды. Нам говорили, что после обучения мы в лучшем случае пойдем работать на производство или в ателье.) Вариант, что у кого-то из нас будет собственная марка одежды, даже не рассматривался. И, конечно, основ бизнеса нам не давали. Это уже потом на практике до всего доходишь на собственном опыте.
— Если бы ты сейчас выбирала ВУЗ, какой бы ты выбрала?
— Я всегда мечтала учиться в Saint Martin’s. С удовольствием сейчас бы туда уехала учиться. Но это лишь вопрос приоритизации денежных ресурсов…
— После окончания института как решилась начать развивать свою собственную марку?
— Я пробовала работать по специальности, но не сложилось. Чему я сейчас, кстати говоря, очень рада. Ведь я развиваю собственный бренд: отшиваю небольшие коллекции и параллельно работаю как стилист. Одно другому не мешает, а даже помогает! И пока работа стилиста приносит больше денег, чем дизайн одежды.)
— Кстати, мы бы хотели отметить невероятно красивые образы, созданные для твоих коллекций, и фотографии. Где-нибудь училась этому?
— Нет, просто с институтских коллекций решила, что нужно найти хорошего фотографа. Познакомилась с фотографом, отсняли вместе первую коллекцию на высоком профессиональном уровне. Так у меня появились первые жесткие требования к фотографиям. Я продолжила развиваться в этом направлении, читать профессиональную литературу, просматривать показы, fashion-съемки: как работают профессионалы, как можно выйти на такой же уровень самостоятельно, не повторяя, разумеется, работу и подход мастеров. Своими средствами передать идею, образ.
Сейчас у меня уже большое портфолио и продолжительная история сотрудничества с разными фотографами.
— Расскажи о своем бренде одежды. Ты используешь необычные принты и яркую ткань. Где находишь такую оригинальную ткань?
— На московских складах.) Ничего удивительного и недоступного нет. Я стараюсь покупать материалы по доступной цене, чтобы производство окупалось. Сама ткань не крашу, так же как не рисую принты для них. Все очень просто: приезжаю на склады тканей и то, что мне нравится, я покупаю.
— С чего начинается работа над коллекцией?
— У меня есть первоначальный образ, идея для коллекции и абстрактный образ девушки в этой одежде. Например, моя летняя коллекция – светлая, полупрозрачная, пастельных оттенков. Легкие ткани со сложным авторским кроем. От этого и отталкиваюсь. Разумеется, ткань мне тоже многое подсказывает. Даже если она не вписывается в первоначальную идею, я делаю все-таки ставку на ткань, потому что, будучи дизайнером без внушительного бюджета, я не могу изготовить ткань под себя. Поэтому довольно часто приходится редактировать свою идею, а не искать ткань, которой может не существовать в природе.
— Кто твоя покупательница? Как она выглядит?
— Моя покупательница – это девушка с яркой индивидуальностью, которая не боится экспериментов и любит носить эксклюзивные стильные вещи. Это, конечно, достаточно стандартные фразы, но это действительно так. Мне очень нравится общаться с моими покупательницами, я обязательно всегда стараюсь узнать род их занятий. Интересно, что покупательницами моих первых авангардных коллекций были медсестры и учительницы. :-)
— А чего, по-твоему, не хватает российскому дизайну или дизайнеру?
— Раньше я думала, что проблема заключается только в производстве. Дешевых производств нет, тканей тоже. Покупать в Москве невыгодно, а чтобы закупать за рубежом, нужен большой объем. Сейчас я понимаю, что есть и большая проблема со сбытом. Шоу-румы, которые действительно продают… их можно пересчитать по пальцам. Одежду молодых дизайнеров они отбирают очень жестко. Да и наценка у них не самая привлекательная и выгодная. В общем, если резюмировать основные сложности дизайнера – это производство и сбыт.
— Как ты оцениваешь потенциал индустрии дизайна в нашей стране? Сможем мы когда-нибудь стать модной столицей?
— Никто не знает, кем мы можем стать. 🙂 На мой взгляд, пока государство не обратит внимание на легкую промышленность, все так и будет двигаться своим ходом: будут появляться и исчезать дизайнеры, какие-то из них будут продаваться, будет что-то происходить, но все это очень скромно, локально и медленно…
— Есть молодые дизайнеры или начинающие дизайнеры, за творчеством которых ты следишь?
— Нет, конкретно за кем-то не слежу. Слежу в целом за японцами и бельгийцами — у них наибольшее количество интересных идей, передовых технологий, многие из которых через пару сезонов появляются в коллекциях других дизайнеров.
— Катя, как думаешь, что нужно сделать государству, чтобы помочь дизайнерам?
— Например, как мир узнал о бельгийских дизайнерах? Просто в какой-то момент государство инвестировало средства в развитие школы дизайна и индустрии в целом. Выпустилось первое поколение дизайнеров, многие имена прозвучали на весь мир. Сейчас они выпускают других сильных дизайнеров. Система заработала…
— Есть мировые имена, известные дизайнеры, которые вдохновляют?
— Бельгийцы, японцы. Все, что касается сложного кроя. Я пытаюсь найти компромисс между сложной формой и «носибельной» вещью. Сложные вещи у нас не все понимают. К тому же сейчас актуальнее минимализм.
— Как ты видишь свое дальнейшее развитие: ты дизайнер или стилист?
— Я потихоньку двигаюсь в третьем направлении как пишущий редактор для соц. сетей и блогов «Модного приговора». 🙂
— А как получилось сотрудничать с «Модным приговором»?
— Знакомый фотограф предложил попробовать свои силы. Попробовала, и вот уже сотрудничаю с ними около года.
— Хорошо, тогда кем себя видишь через 5 лет?
— Мне нравится дизайнерская работа. Особенно поиск новой формы в материале, но писательская работа мне тоже интересна, поэтому хотелось бы совмещать. В последнее время я стала все больше задумываться о работе в Азии. Производство и ткани у них дешевые. Все там можно делать легко и быстро. Они привыкли работать. У нас же начинаешь разговаривать с дизайнером, и половина истории о том, как швея запорола всю ткань и сроки…
— Что ты никогда не будешь создавать?
— Если в качестве исполнителя и швеи, то мужские классические и женские костюмы. Что касается стиля, мне кажется, автор может работать в любом стиле, при этом оставаясь на своей волне.
Не стала бы делать свадебные платья в рюшах. Поэтому и не шью на заказ. Хотя нет!) Был у меня один заказ — я делала концертные костюмы для одной оперной певицы. Но у нас было полное доверие, меня не ограничивали в рамках и не ставили условия.
— Есть страна, которая вдохновляет?
— Путешествия в целом вдохновляют. Новые впечатления, эмоции, места и лица. Интересно наблюдать за людьми в другой стране. Несколько лет подряд я ездила в Индию. Даже одна из моих коллекций была полностью сшита из индийских тканей)
— Что, по твоему мнению, обязательно должен делать дизайнер?
— Просматривать журналы, анализировать сезонные коллекции, делать обзор по трендам. Надо знать, что происходит в мире, чтобы оставаться актуальным.
— А тусоваться? 🙂
— Обязательно. Без контактов и связей ты ничего не сделаешь. Я начала общаться с фотографами, меня начали приглашать на открытие выставок, галерей. Обязательно хожу в шоу-румы на открытия, но последнее время больше тянет в Третьяковку. 🙂
— Что пожелаешь начинающим дизайнерам?
— Не бояться воплощать свои идеи и побольше общаться.