Помните мастер-класс, который так полюбился Вам, дорогие Young&Creative? «Как превратить стандартный ИКЕА-комод в стильную штуковину». Так вот, автор этого мастер-класса — человек незаурядный! Хрупкая девушка, которая не любит сочинять истории, а любит решать непростые задачки по электронике и геометрии. Она является счастливой обладательницей часов на газоразрядных индикаторах ИН-14 и ведет сразу три креативных проекта одновременно: развивает проект Steamwatch, создает микрокартотеки, украшения и работает художником-иллюстратором. А еще закончила два ВУЗа сразу: Авиационный Институт и Академию имени Г.С. Строганова.
Знакомьтесь, Юлиана Горнаева-Книгина! Человек с большой буквы, который помимо просчитанной строгой оболочки обожает создавать живые миры…
— Юлиана, с чего началось увлечение дизайном? Как решилась поступать в Строгановском училище?
— В нашей семье никто никогда не учился рисовать, это было по умолчанию (из серии: «что там может быть сложного?!»). Самоучками были все: прадед экспериментировал с копиями в масле; бабушка, мама, папа, всегда и постоянно рисовали плакаты в институты и на работу. Это не было каким-то даром, это было обыденностью среднего уровня 🙂 О профессии художника толком ничего не знали и считали ее совершенно незавидной. Единственное, что всегда ставилось превыше всего — это практика. Нужно много работать, чтобы научиться, в помощь дома всегда было много книжек по рисунку, мы с сестрой их все перелопатили. Когда вся семья выбиралась на прогулку, папа брал листы, карандаши и плотные папки. Мы выбирали точки, он засекал время — по 10 минут обычно, и у нас проходила жесткая практика быстрого наброска. Мы приходили домой и устраивали просмотры. У меня до сих пор лежат наши скетчи.
А еще я всегда ненавидела писать сочинения, но обожала геометрию. Естественно, я поступила в авиационный, где 2 года честно отучилась на инженера. Кстати, а до этого мне еще удалось поработать в небольшой типографии, бюджетной настолько, что настраивать приходилось все самой, зато с тонкостями препресса я познакомилась вмиг.
Пока в институте у нас шла начертательная геометрия и инженерная графика, я могла занять себя массовыми заказами на чертежи для однокурсников и студентов других вузов. Параллельно с этим меня позвали преподавать курсы рисунка, дизайна, живописи и компьютерной графики для ребят старших классов. К третьему курсу авиационного неизбежность отсутствия чертежей на бумаге меня огорчила, и я поступила в академию. Почему именно академия Строганова — просто потому что она находилась напротив авиационного. 🙂 И все последующие годы я бегала на лекции через дорогу.
— Самые яркие воспоминания студенчества?
— Учеба на два фронта — это ад 🙂 И даже не потому, что высыпаешься только в метро, а каждую свободную минуту проводишь за заданиями. Вот чего я никак не ожидала, так это громадную стену непонимания: от деканов обоих вузов, от одногруппников, открытые гонения от преподавателей, просто за то, что перебежчик 🙂
Строгановская академия для меня, как технаря, была крайне странной и дикой с ее непостоянством в обучении и системе оценок. Но человек ко всему привыкает, особенно если по ночам перед просмотрами есть на кого опереться. Сестра в этом плане была единственной реальной опорой!
А в авиационном я очень любила лабораторные работы по электронике и цепям. Обожала снимать показания с приборов и строить графики. Именно во время таких занятий пришло решение раздобыть себе часы на газоразрядных индикаторах ИН-14.
(Сейчас у меня их два экземпляра, кстати, корпус одного из них делался почти два года! Мир увидит его уже в конце этого месяца)
И потом сам по себе авиационный институт — это целая система коммуникаций, старых зданий, конечно далеко не самый большой вуз, но его ветхость и заржавленность мне всегда нравились.
— Как родился проект Steamwatch?
— Однажды мне написала девочка, ей понравились мои работы и она попросила сделать часы для своего молодого человека. Это был первый пилотный экземпляр. Еще кварцевый. Именно таких мы уже не изготавливаем, но с них все началось… И тут посыпались заказы…
Только потом, много позже, уже появилось и название.
— Расскажите про свой бренд. О чем он?
— Название говорит само за себя, но я не последователь стимпанка как такового, мне нравится механика. А еще больше я ценю работающие и композиционно оправданные вещи. Наша слабость — делать вещи «не из этого мира». Чтобы прорастали в душу и подпитывали для новых подвигов. Каждый день.
— А для кого они?
— Для закоренелых романтиков, видимо 🙂 Для людей, которые умеют видеть сквозь время, бытовуху, пафос и негатив — полноценный сочный мир!
— У каждого человека случаются творческие кризисы: и в семье, вроде, все хорошо, и карьера идет в гору, а настроение и новые идеи пропали. Но останавливаться нельзя и надо черпать откуда-то вдохновение. Расскажи, что для тебя является его источником?
— «Новые идеи» для меня — это желания: сделать вещь, купить инструмент, узнать, посмотреть, сходить, потрогать, сделать кусочек большого проекта. Как это так: «ничего не хотеть»?! Я всегда чего-то хочу:) Хоть шоколадку, хоть править миром! И то, и то для меня равноценно и радости принесёт одинаково. Я растворяюсь в процессе, это дивное ощущение — останавливаться и «не создавать» я не умею (уже пыталась, накрывает тотальная ломка:)) Движение — это источник, как только выходишь из оцепенения, взрываешься тысячами идей и желаний.
— Трудности, с которыми сталкиваешься?
— У нас нет трудностей:) Есть задачи. Найти поставщиков качественного материала. Стараться удерживать ценовую политику. Распараллелить процессы между рабочими руками. Обучить новых сотрудников, если нужно. Помнить про сайты и присматривать за ними. Еще стараемся участвовать в хендмейд выставках и вести мастер-классы.
— Как распределяются обязанности в команде?
— Все функции менеджера, «учетность» и общую организацию выполняет мой муж, за что ему я очень благодарна. Именно благодаря его настойчивости и поддержке Steamwatch перешел из нескольких моих работ в отдельный полноценный проект. Я не люблю работать с деньгами. В этом я солидарна с кодексом бусидо, это сильно отвлекает. Выдав своей второй половинке раритетную бухгалтерскую тетрадь, я вздохнула с облегчением. Он много помогает с подготовкой материала, с любой работой, где нужно упорство и сила. Очень любит работать с деревом, мини-комоды как правило его рук дело.
Но за качество готового изделия отвечаю я и только я. Внешний вид композиции, проверка на прочность, качество материалов… У каждого экземпляра часов я собственноручно состариваю циферблат, инкрустирую шестерни и фурнитуру, занимаюсь финишной сборкой. Эти тонкие моменты я до сих пор никому не доверяю.
У нас есть штатный фотограф Вячеслав. Его мы очень любим и ценим. Я считаю что наш успех это его заслуга, ведь 90% наших фотографий созданы его кропотливым трудом. Остальные 10% это мои кадры в его отсутствие 🙂 Некоторые моменты для меня до сих пор загадка. У меня нет времени на пост-обработку, поэтому Вячеслав просто делает хорошие снимки. Мне остается добавить контрастность и сразу опубликовать….))
Остальные рабочие руки на подхвате: советчики, соорганизаторы и т.п. работы всегда много! Мы всегда подкалываем друг друга, что у нас «клуб анонимных перфекционистов»: работать как-то еще кроме «качественно» мы не умеем и уже смирились с этим:)
— Ваши любимые антикварные лавочки и блошиные рынки для закупки материалов?
— Самые любимые — это Вернисаж в Измайлово и станция Новоподлесково. Там можно найти кажется все что угодно:)
— В чем принципиальные отличия дизайна для женщин и для мужчин?
— Сложно сказать, в моей сфере деятельности эта грань вообще очень абстрактна. Если говорить о стимпанке, то одни и те же часы заказывают и мужчины и женщины, причем по обхвату запястья порой понимаешь, что бывают и хрупкие эльфы и девушки двухметрового роста:) Естественно, «стразы» на изделия для мальчиков не идут. Но я не считаю это тотальной чертой. Камни есть камни, конструкция остается, и иногда не угадаешь кто в действительности купит эту вещь.
— Отдельно расскажи, пожалуйста, про картотеки. Как родилась идея? Для кого они?
— Это у нас с сестрой на двоих одна маниакальная любовь к складыванию по ящикам и к миниатюре:)
Первая микрокартотека Альфред родилась как раз из очередного: «хочу».
Эскизов для него целиком не было. Я вообще очень редко делаю эскизы. Либо, когда заказчик просит, либо для себя, чтобы рассчитать какой-то момент.
Когда я готовила чертеж для Альфреда (его еще тогда Альфредом не звали, только когда начала собирать, поняла что это за «зверь»), сборка заняла 2,5 месяца, я каждый раз бралась за него с абсолютной пустотой в голове: какого цвета он будет? что внутри? лапы… да ладно, у него будут лапы? Он сам подсказывал свой цвет, характер, ручки, нумерацию, а потом тихонько подошел и представился.
До этого я уже изготовила несколько ящиков для ювелирки, но хотелось сделать нечто укромное, где можно хранить что-то по-настоящему важное. Так появилась идея сделать» ящик желаний «. Конечно, их в основном заказывают и для румбоксов, и как интерьерные вещи.
Приставка «микро-» картотекам была дана из-за их размера. Их логотип — это картотека умноженная на 10 в минус шестой степени. К каждой микрокартотеке мы обязательно делаем кадр, где я держу их в руках, иначе люди просто не понимают их масштаб. Но самое вкусное — наблюдать за посетителями на ярмарках, когда они берут Альфреда в руки, это надо видеть 🙂
— Юлиана, а в чем секрет успешного совмещения нескольких проектов?
— Когда переключаешься между разными задачами, проще оценивать проделанную работу, легче перезагрузиться. Можно перетаскивать идеи из проекта в проект. И совершенно невозможно напортачить во всех проектах одновременно:)))
— Что дальше? Какие амбиции?
— Ну, маленький часовой заводик в центре Москвы нам не грозит, но кто знает 😉 Хотелось бы больше заняться самой механикой вплотную. Приоритетным конечно, идет основная работа. Все наши проекты являются лишь приятными хобби, дополнением к основным обязанностям. Я иллюстратор, муж — руководитель интернет-проектов, наш фотограф — будущий инженер специальных сооружений, а моя сестра — преподаватель в художественном вузе, мама — просто высококлассный дизайнер. У нас всех есть еще преподаватели, у которых есть чему поучиться. Освобожденные от институтов мы все равно приходим к ним в мастерские и работаем (учимся), работаем, работаем..
— А чего не хватает для полного счастья?
— Своего шато! С виноградниками и мастерской 😉 Собственный дом, выстроенный своими руками — это наша мечта номер один! Очень надеюсь, что приступим к реализации уже через пару лет…
— И Ваш совет всем тем, кто открывает свое дело…
— Работайте, господа! 🙂 Обязательно легко и в радость!
А еще решайтесь немного рисковать и любить себя и окружающих. Команда, работающая слаженно, может выдавать удивительные результаты! 🙂