А у нас новый дизайнер и новая история о том, как любимое занятие может стать профессией. Без компромиссов, жестких таймингов и костных правил: «Я создаю то, что нравится мне, тогда, когда хочу я». Таков принцип работы, творчества и жизни Юли Кропачевой. Этими мыслями, а также своими взглядами на фэшн-индустрию поделилась с нами Юля в один пятничный вечер на Старом Арбате. Приглашаем подслушать 😉
— Юля, с чего все начиналось?
— Все началось с того, что я пошла учиться на дизайнера. А выбрала эту профессию, руководствуясь простым принципом: творчество намного интереснее, чем изучение, скажем, химии, физики, истории…) А уже когда окончила институт, и после прохождения стажировки я поняла, что не хочу идти работать на кого-то…
— Почему?
— Не знаю. Я не могу работать на кого-то. Недавно моя знакомая предложила сделать эскизы для спортивной линии. И я даже не смогла приступить к заказу. Мне проще работать одной, чем в паре, по чужому запросу. Самое главное для меня — не иметь абсолютно никаких ограничений и рамок.
— …что было дальше?
— После института мы с подругами решили, что раз мы такие классные, то нужно запустить собственную марку одежды. В первый год после запуска у нас было все отлично! Мы дважды съездили в Екатеринбург на неделю моды, участвовали на мероприятиях «Афиши» (пока участие там было бесплатным), ездили на разного рода ивенты в Питер.
Пока было мало дизайнеров, все было дешево или бесплатно, мы стремились принять участие во всех ивентах. Сейчас я не участвую в маркетах совсем. Пожалуй, сделала бы единственное исключение для «Ламбада маркет», поскольку слышала много хороших отзывов.
Так сложилось, что сейчас я развиваю свою марку самостоятельно. Да, стартовала с подругами, но поначалу это было больше для фана и развлечения, а потом все поняли, что надо зарабатывать деньги, и отвалились… а я осталась. 🙂 Мне периодически кто-то помогает, но это скорее дружеская поддержка.
В целом для меня создавать одежду – это основное занятие. Больше я ничем не занимаюсь… Фотографирую, но это для себя. Не могу сказать, что я много зарабатываю, но и не хочу работать в офисе за те же деньги.
— Юля, а если заглянуть на перспективу, какие амбиции?
— Я делаю то, что мне нравится. И в последние полгода пришла к пониманию того, что мне этого вполне хватает. Если еще хорошо продается, то вообще супер! Несмотря на сложности, я не начала чем-то другим заниматься. Периоды бывают разные. Если продажи в этом месяце плохие, то в следующем они обязательно будут хорошими. Никогда нельзя предугадать…
— А есть сезонность? Или всегда непредсказуемый спрос?
— Сезон в декабре, весной. Самые провальные месяцы – январь и август. В августе все едут в отпуска ))
— Продаешь через онлайн-магазины?
— В основном через инстаграм. Шоу-руму ROOMchick сдаю на реализацию. С остальными шоу-румами пока приостановила работу. Раньше работала с Нижним Новгородом, регионами, другими шоурумами в Москве. Но потом я поняла, что эти затраты не стоят того результата, который получаешь. Слишком незначительная прибыль. Поэтому сотрудничаю с ROOMchick. К счастью, с ним нет проблем вот уже 4 года. Там классные девчонки работают, у нас сложились дружеские отношения.
— Как ты оцениваешь роль тусовки в работе дизайнера?
— Я не тусуюсь. Но это первое, что нужно делать. Плюс реклама. Однако за последние несколько лет с появлением инстаграма все сильно поменялось… Там миллиард дизайнеров!!! 🙂
— А для тебя дизайнер – кто он?
— Я представляюсь как дизайнер, но сейчас не могу однозначно сказать, что я дизайнер. Я шью единичные вещи, продаю их – и все. Я перестала делать коллекции…
— Почему?
— Для того, чтобы работать по правилам индустрии – нужно строить бизнес, а это все крайне затратно. Теперь осенью я делаю осенние вещи, к лету – летние. Чтобы устраивать презентацию следующего сезона, нужен финансовый размах.
— Что такое «правила индустрии»? Есть ли ограничения?
— У нас нет правил и нет модной индустрии. У нас нет не только индустрии моды, но и всего остального. Мода у нас начала только развиваться…
— И что об этом свидетельствует, по-твоему?
— В последнее время появилось довольно много новых имен. Я знаю многих дизайнеров, у которых нет богатых мужей, инвесторов и т.д. Когда я училась в школе, только-только начали появляться магазины, а позже — масс-маркет. Сейчас, на мой взгляд, предложение уже превышает спрос. Коллекции раньше отличались друг от друга, сейчас же две летние коллекции абсолютно одинаковые. Есть тенденции и единичные популярные модели. Но не более того.
— Давай поговорим о тебе. Расскажи о своем бренде Bessonnitsa.
— Узнала лишь недавно, что это слово большинством воспринимается негативно)) Особенно теми, кто страдает этим недугом, очевидно 🙂 Но когда слово выбирали, у нас оно не вызывало таких ассоциаций. Написали варианты и выбрали это название, потому что оно классно звучит!
— Кто твои покупательницы?
— У меня есть группа постоянных покупателей, благодаря им, можно сказать, я и живу. Это девушки со средним достатком, которые могут себе позволить купить дизайнерскую вещь от 100 до 200 долларов. Они хотят выделиться и быть оригинальными.
— Где закупаешь материалы и как строится процесс производства?
— С материалами все плохо. Они у нас есть, но выбор в Москве крайне ограничен. Прошлой весной я сделала пару вещей из ткани с ласточками. Потом встретила их у многих дизайнеров))) На складах в основном одно и то же. Большая проблема – купить классную, недорогую ткань, которая есть не у всех. Если бы была возможность, то я бы заказывала материалы за границей.
— Так, с коллекциями ты не работаешь. Как тогда планируешь производство?
— Когда появляется спрос на новинки)) Делаю только те модели, которые мне хочется сделать. Вдохновляюсь картинками, блогами. Что-то периодически шью, фотографирую, а уже потом становится понятно — популярно это или нет. Предсказать сейчас популярность очень просто: выложи работу в Instagram и жди отклика.
— В твоем гардеробе есть твои же вещи?
— До этой весны я мало носила свои вещи, потому что пока ты их шьешь, они и так приедаются))). У меня нет кофты с лепестками, которая стала моей визитной карточкой. Я на них смотреть не могу. Начала носить свои вещи с пальто, которое сделала в декабре. Потом платья. Обычно я одеваюсь в спортивном стиле. Для меня комфорт превыше всего. Я много хожу, езжу на велосипеде, сейчас на самокате. В моем гардеробе также какие-то единичные вещи от других российских дизайнеров.
— Следишь за кем-то, быть может?
— Я слежу за знакомыми. BackStage Showroom в их числе.
— Кого можешь порекомендовать, кроме Сони Вагановой?
— Mineralweather. Это знакомые моей подруги. Они классные. Майя Котельницкая, которая в Львове. Они продаются в Хохловке. Люблю авторские украшения из серебра или пластики. Саша и Паша из Питера. Саша Чижикова из Екатеринбурга делает классную пластику.
— Думаешь, они добьются успеха?
— Время покажет. Обычно остаются те, кто хочет заниматься дизайном. Я шью, потому что хочу шить. Я без этого уже не могу. Не хочу заниматься чем-то другим.
— Сама шьешь?
— Шью сама. И какие-то вещи отдаю в ателье, на производство. Повторюсь, я уверена, что выживут те дизайнеры, кто искренне хочет этим заниматься. Кто-то разочаровывается, и у него опускаются руки, а кто-то продолжает и добивается успеха…
— Бывает творческий кризис? Упадок?
— Бывает, что ничего не покупают. Но мысли бросить дизайн не было никогда.
— Как справляешься? Что придает сил и уверенности?
— Приятно, когда приходят клиентки, на которых классно сидит моя одежда. Это вдохновляет, дает стимул. Вдохновляюсь картинками, блогами в инстаграме. Стрит фэшен зарубежный просматриваю. Видишь платье, хочешь сделать что-то в таком духе, но все равно у тебя не получится. Получится что-то особенное со своим узнаваемым почерком.
— Что пожелаешь начинающим дизайнерам из своего опыта?
— Если у тебя есть бюджет, то желаю его продумать и хорошенько спланировать. Если ты ничего не смыслишь в бизнесе, то нужно найти себе помощника, который в этом хорошо разбирается. Надо знать, для кого ты создаешь одежду, определиться с аудиторией. Желаю не участвовать в платных маркетах, а тусоваться и заводить нужные знакомства. Делать хорошие съемки. И нарабатывать свою клиентуру. Сделать хорошую рекламу — в социальных сетях и в интернете преимущественно. Она работает лучше, чем участие во всех маркетах. Да и для начала, наверное, все-таки лучше пойти на кого-то поработать, чтобы набраться опыта. Всем удачи и терпения!