Студия авторского трикотажа «March 1st» — это вещи, которые придуманы людьми, а не машинами, сделаны руками, а не заводами! В них есть не только чувство стиля, но и любовь к людям, семьям, детям и жизни! В них есть душа!
О том, как хобби становится любимым делом, как бизнес вырастает в дружбу, а сны сбываются, мы беседовали со стильными и креативными владельцами бренда с историей «March 1st» — Натальей и Аней.
— Как все начиналось?
Наташа: В марте нашему бизнесу будет 7 лет. А начиналось все довольно забавно: мы работали с Аней в Интернет-холдинге, она — в бухгалтерии, я — в отделе рекламы. Мы не были подругами, но было то, что нас объединяло – любовь к вязанию. Что говорить, мы научили вязать практически всех девочек на работе!
На тот момент я планировала продолжать работать в транснациональном рекламном агентстве, считала, что кроме рекламы ничего лучшего на свете нет… 🙂 Вместе с тем, желание открыть свое собственное дело крепло со временем… И вот однажды я решила уволиться, чтобы начать движение к своей цели. Аня занималась оформлением моего увольнения и рассказала, что накануне ей приснился сон: «Ты знаешь, мне приснилось, что мы с тобой открыли магазин …» Я задумалась и вернулась к Ане через месяц с предложением: «Давай вязальные машины купим?!» 🙂
Мы купили две машины и начали вязать…Вязали, вязали, вязали, вязали…. потом пошли учиться вязать профессионально, а потом начали нанимать вязальщиц. На сегодняшний день наш штат насчитывает порядка 15 человек!
Сейчас уже понимаю, что жизнь всегда «подталкивала» меня в этом направлении: с детства я шила-вязала… но пошла поступать на филологический факультет, решив, что стану великим филологом. 🙂 Когда мы поженились, муж настоятельно рекомендовал идти учиться в институт легкой промышленности, но я с упорством говорила: «Нет, это просто мое хобби!». Анализировать стихи – что может быть интереснее? 🙂 Но спустя большой промежуток времени я все-таки к этому пришла — пошла учиться к С. Зайцеву. И лишь в этом году осознала, что могу всерьез назвать себя Дизайнером! 🙂 И дело даже не в школе Зайцева, просто мы начали «собирать плоды» наших усилий: нас воспринимают всерьез, восхищаются, есть постоянные поклонники!
— Как давно появился бренд «March 1st»?
Наташа: Сразу же! Первое что мы сделали – это заказали логотип! Дорого. Красиво. Добротно! 🙂 И это было правильно! Мы ни секунды ни пожалели. Бренд развивается в правильном направлении, и наш фирменный стиль в этом помогает…
Аня: А название родилось в офисной кухне, когда мы обсуждали кардинальные изменения в нашей жизни. Наташа предложила: «March 1st»? И я подумала: «Лаконично».
Наташа: 1 марта – неслучайная дата. Мой день рождения первого марта, я вела блог в ЖЖ с аналогичным названием. Кроме того, как рекламист, знаю, что сонорные звуки «М», «Н», «Л» отлично подходят для названия бренда.
Аня: Для меня «March 1st» — это начало весны! Еще до знакомства с Наташей у нас с мужем была традиция отмечать первый день весны. Мы пьем шампанское и наслаждаемся теплом… 🙂
— Как решились на магазин во Флаконе?
Наташа: Мы много всего перепробовали: «Старт» — элитный рынок на Ленинградке, ТЦ на Тишинке, магазин на Новослободской, но «Флакон» – это любимая площадка! Это невероятное место по энергетике и атмосфере. Большинство людей, которые здесь работают – это бывшие менеджеры компаний, люди из большого бизнеса. Сейчас они создают или продают необычные подарки, одежду, винтажные вещи, игрушки, каких нигде не купишь и т.д. В первую очередь, нам здесь приятно находиться, а продажи – это приятный бонус, т.к. основной источник дохода – интернет площадки.
Аня: Флакон – это удивительное место: когда бы ты сюда ни приехал, ты никогда не можешь рассчитывать, что уйдешь вовремя. И всегда уходишь с идеями! …
— Расскажите о Ваших коллекциях.
Наташа: У нас четыре коллекции в год: осень, зима, весна, лето… Со временем наше планирование улучшается, и если раньше мы в феврале думали про март, то сейчас задолго начинаем работать над коллекцией. Например, в августе мы уже думаем про новый год.
Аня: Но нам есть к чему стремиться, например, во Флоренции (мы ездим за пряжей в Италию) в январе нам могут показывать коллекцию весна-лето следующего года, т.е. за полтора года нам уже рассказывают, какая пряжа будет в моде, какие оттенки, какая фактура…
— Почему Италия? Почему Флоренция?
Наташа: Во Флоренции проходит одна из основных отраслевых выставок – «Питти Филати». Есть правда еще СпинЭкспо в Нью-Йорке, но это пока в перспективе. А Флоренция- уже как родная!
Аня: Мы закупаем пряжу у одной и той же компании «Linea Piu». Это флорентийская высокотехнологичная фабрика с историей. У них просто потрясающие технологии производства: мериносовая шерсть блестит, как вискоза, хлопок выглядит как полиамид, но при этом это хлопок – натуральное волокно. И можно бесконечно рассказывать о тончайшем, словно волос, мохере «Камелот», знаменитом вот уже более 10 лет! Из него мы вяжем наши палантины и халаты-трансформеры, наиболее популярные позиции в нашем ассортименте. И его же применяют бренды с мировым именем- Max Mara, Valentino, D&G… Компания не использует дешевые материалы, например, акрил. Акрил – это синтетическое волокно, которое добавляют для удешевления материала, от него много пыли, он страшно электризуется, а в одежде из этого материала холодно зимой и жарко летом, т.к. он «игнорирует» микроклимат тела.
Наташа: Я думаю, у итальянцев врожденное чувство прекрасного! В рамках нашего разговора исторические очерки будут излишни, но это факт общеизвестный. Наши поставщики за год выпускают несколько десятков новых артикулов, и окраска пряжи ежегодно меняется в соответствии с трендами. И вот забавно выходит, что покупатель, которые полюбил оттенок «талая вода», в следующем году уже не найдет этого цвета. Поэтому мы всегда говорим своим покупателям: если это «ваша» вещь – забирайте сразу, не раздумывая! Больше такую вы не встретите нигде, даже у нас!
— Ваши покупатели – это?..
Наташа: Женщина 30 лет, у неё есть дети, она занимается творчеством или развивает свой бизнес, а чаще то и другое вместе. Она любит качественную одежду, но ищет всегда нечто небанальное. Выбирает из брендов менее известные, новые, или просто те, что в меньшей степени занимаются раскруткой себя, и в большей- уделяют внимание качеству и дизайну. Обычно это европейские марки средней ценовой категории, не слишком распространенные в России. Ну и мы конечно!
— А как же офисные сотрудники?
Наташа: Офисные сотрудники носят нашу одежду преимущественно по выходным дням, потому что в течение рабочей недели вынуждены соблюдать дресс-код.
Аня: Приятно, что нашим покупателям не нужно объяснять, почему создаваемые нами вещи столько стоят. Если из любопытства спрашивают, ты рассказываешь, что пряжа из Италии, что любая модель изготавливается максимум в 5-ти экземплярах, но все разных цветов! Покупатели уходят счастливые и с пониманием, что купили практически эксклюзивную вещь!
Наташа: Мы не видим смысла плодить массмаркет, которого и так слишком много вокруг. Наши вещи не слишком дешевы, зато они восхитительно выглядят вблизи (а не только на фото 🙂 , приятны на ощупь и практически бессмертны!
— Как у вас делятся обязанности в деловом дуэте?
Наташа: Довольно условно. В вопросах дизайна и производства последнее слово за Аней. Все вопросы маркетинга и управления за мной.
Аня: По происшествии стольких лет стало понятно, что дело мы затеяли не зря и вовремя! Кроме того, наш бизнес не мешает нам быть хорошими мамами и женами. Я вспоминаю свою трудовую деятельность до «March 1st», когда я была заместителем главного бухгалтера и аудитором. У меня были определенные дни, когда я буквально сходила с ума… Сон приснился аккурат в то время, когда было очень тяжело… я написала заявление об уходе и уехала отдыхать.
Наташа: Примечательно, что из этого бизнеса у нас выросла дружба. Обычно наоборот бывает. А мы теперь и в отпуск ездим вместе, и крестные мамы детей друг друга… В общем, как в том фильме, дружим домами!
— О чем мечтаете?
Наташа: Открыть несколько магазинов в Москве, один на Манхеттене и один в Риме! Это для начала! 🙂 А еще — ускорить производственный процесс. Слишком много времени проходит от идеи до воплощения. А хочется- быстрее! Но это тоже отдельная, длинная тема…
Аня: Мечтаем открыть магазины «Total Look». Продавать, а впоследствии возможно и создавать, не только одежду, но и обувь, украшения. Украшения мы уже делаем и продаем, но пока это на уровне хобби.
Наташа: В наших планах также по утрам на Флаконе проводить мастер-классы, встречи с необычными людьми, семинары. Концепция «Are you happy?» очень близка нам! Это концепция не просто магазина, а творческого пространства для общения людей, близких по духу. Пространство, куда приходят люди, которых мы рады видеть. Которые созвучны нашим вкусам и нашим интересам, которые обогащают нас не только покупая наши вещи, но и принося свои истории и самих себя.
И вот что еще о мечтах: Со мной недавно приключилась история. Я гуляла по магазинам в Москве и встретила юбку своей мечты. Она стоила… 40 000 рублей. Я уверена, что повседневная одежда не может стоить 1 000 евро! На мой взгляд, так не должно быть! В России очень большое количество дорогой одежды, все хотят одевать королев, депутатов и олигархов… Мы же хотим создавать одежду для обычных людей — врачей, художников, мелких бизнесменов. И постоянно сталкиваемся с проблемой, что производство в России – это всегда дорого! Нам многие говорят: «Пройдет 5 лет, и вы начнете вязать из китайских и российских материалов, не удержитесь на своем люксе..» Что ж, посмотрим… Пока мы продолжаем работать и доказываем обратное – предлагаем достойное качество и индивидуальный дизайн за разумные деньги.
— Что посоветуете всем начинающим дизайнерам?
Аня: Больше мечтать! От мечты не стоит отворачиваться, не стоит падать духом, порой самое невозможное сбывается! Я вспоминаю слова своего отца: «Какой художник? Они всегда голодные. Надо быть бухгалтером!». Заканчивая экономический ВУЗ, думала: «Да, правильная и нужная профессия…» Хотя внутри всегда было несогласие… Не нужно отказываться от своей мечты, стоит верить в себя, что все получится!
Еще пожелаю, чтобы была поддержка, нас всегда поддерживали наши друзья, семья, родители. Это очень важно! Одному быть тяжело…
Наташа: Еще один совет. Нужно быть честным со всеми: с клиентами, покупателями, поставщиками, абсолютно со всеми… Нам не раз уже советовали: «Вы ведь можете вязать из акрила, а говорить, что из самых качественных материалов…» Ну, ты можешь один раз обмануть, а второй такой возможности уже тебе тот же клиент не предоставит. Ты идешь к другому- там то же самое. Хочется прозрачности, потому что вранья вокруг и так достаточно. Везде ясно читается одна цель «заработать во что бы то ни стало». Грустно это очень.
Да, и по закону жизни цель только лишь добывания денег не приводит к успеху. Должно быть что-то еще, идея, желание что-то изменить в мире, кому-то помочь… У нас как идея возникла? Ане, мне и другим нашим подругам нечего было надеть – извечная женская проблема…
Аня: Конечно, девушка знает, что ей надеть только в день ее собственной свадьбы…
Наташа: Магазины удручали однообразием, и мы с Аней решили, что способны одеть не только себя, но и окружающих!
— Каковы, по Вашему мнению, ключевые факторы успеха?
Наташа: Я не бизнес-тренер, не готова давать советы на этот счет, скорее послушала бы…Самое важное, на мой взгляд: себя надо слушать всегда, подсказки сами приходят, если умеешь слушать! Мы пробирались на ощупь, пробуя и экспериментируя, ошибаясь и начиная вновь…
Аня: И поверили в себя! Когда ты начинаешь верить в себя, и видишь, что нравишься, твои вещи покупают и возвращаются за ними, приходит полная уверенность, что ты занимаешься правильным делом, двигаешься в нужном направлении!